Вы смотрите архивную версию сайта. Новый сайт feelee.ru здесь
Аквариум : FEELEE.RU - Независимая музыкальная территория
Жми сюда!

 
        Главная страница    
 
        История    
        Фотогалерея    
        Контакты    
        Ссылки    
 

    Feelee Record Co.  

 
 
        Наши артисты    
        Западные артисты    
        Лейблы    
 

    Feelee Promotion  

 
        Фотоархив концертов    
        Фестивали    
 

    Учитесь Плавать  

 
 
        Движение    
        Фестивали    
        Сборники    
        Артисты    
        Архивы    
        Десант    
 

 



1405

Инфо История Состав Дискография Фото  

Аквариум

- Ты налил в аквариум чистой воды?
- Зачем? Ведь рыбки ту еще не выпили! (анекдот)

Однажды в обычной ленинградской семье родился обычный ребенок. Мальчик. Произошло это 27 ноября 1953 года. Эту дату и примем за точку отсчета данного повествования, поскольку именно с этого человека и началось рассматриваемое здесь явление. Далее его судьба какое-то время мало чем отличалась от судьбы его сверстников. Мальчик рос, ходил в школу, получал разные оценки, играл в "Трех мушкетеров ", словом, не проявлял признаков какой бы то ни было необычности. Какие-то неясные предчувствия иногда, конечно, были. Например, о том, что жизнь не совсем такая, какой учат в школе. Впрочем, все, наверное, в детстве бывают склонны к разного рода мечтам и фантазиям. Время шло, мальчику исполнилось 12 лет. И однажды, покрутив ручку радиоприемника, он услышал музыку. Музыку, которую ему не приходилось слышать до этого нигде и никогда. В этот момент он вдруг "проснулся "; ясно осознал, зачем живет. На дворе стояла середина 60-х, и это были "Битлз ". А мальчика звали Борис Гребенщиков.

После 8 класса родители перевели Борю из обычной школы в физико-математическую. Однако это не помешало ему играть на гитаре и петь в школьной группе, поражая девочек исполнением "Satisfaction" и других шедевров Roling Stones и Troggs на чистейшем английском языке.

Наступило историческое лето 1972 года. Борис успешно закончил первый курс факультета прикладной математики и процессов управления Ленинградского Университета имени А.А. Жданова. После чего состоялась поездка его и друзей на юг с тем чтобы поиграть на танцах и отдохнуть. Возвратившись оттуда, Борис понял окончательно, что ему нужно делать. Нужно а) создавать группу, б) писать песни на русском языке. Что незамедлительно и было сообщено в телефонном разговоре другу Анатолию (Джорджу) Гуницкому, с которым они были знакомы с самого детства еще по дворовым играм в "Трех мушкетеров ".

Так возник костяк группы - Борис (гитара, вокал, музыка, тексты) и Джордж (ударные). Название, после долгих и мучительных поисков, было позаимствовано у какого-то питерского кафе. В качестве музыкантов в "Аквариуме " начали появляться очень эпизодические, не прижившиеся в группе персонажи, среди которых был даже Эдмунд Шклярский, ныне лидер группы "Пикник ".

Первым более менее постоянным участником группы стал Михаил (Фан) Файнштейн - Васильев, с которым судьба столкнула Бориса в метро, где оба ехали друг напротив друга и держали в руках - один - пластинку "Moody Bues", другой - пластинку Джона Майелла. Возникший взаимный интерес перерос в долгую дружбу и плодотворное сотрудничество. К моменту его появления группа уже записала свой первый альбом "Искушение святого Аквариума ", который, по словам самого Бориса, представлял собой "сюрреалистическое извращение двух идиотов " - его и Джорджа. Просто набор звуков, стуков, фраз, пленки задом наперед и т.п. Запись не сохранилась, но некоторые песни из "Искушения..." вошли в более поздние альбомы.

Вторым в группе появился Андрей (Дюша) Романов, несостоявшийся железнодорожник и неудавшийся журналист (специальности, которые он так и не освоил до конца), знакомый основателям группы с детских лет, который на тот момент играл на клавишах в группе "Странно растущие деревья ". Однажды Борис попросил его поучаствовать в своем выступлении, после чего Дюшина группа перестала существовать, а сам Дюша надолго влился в среду "Аквариума ". Правда, за отсутствием клавиш ему спешно пришлось учиться играть на флейте. Вскоре пишется второй так называемый long play (долгоиграющая пластинка) "Притчи графа Диффузора " (40 минут акустики). Надо отметить похвальное стремление "Аквариума " запечатлевать свое творчество на магнитофонной ленте, - момент, сыгравший в судьбе группы важную роль, ("Аквариум " быстро становился известным, не в последнюю очередь благодаря стремительно распространившимся магнитоальбомам группы).

Летом 1974 года на базе группы и примыкающих к ней друзей возникает самодеятельный театр (Борис со товарищи пишут, ставят и играют самые настоящие пьесы и спектакли). Однако, в отличие от товарищей, Боря быстро понял, что музыка для него важнее, в чем его поддержал Файнштейн. И, поскольку увлечение остальных явно затянулось, неутомимый лидер начал поиски новых музыкантов, что успешно окончилось появлением в группе Всеволода Гаккеля, которого Борис переманил из "Акварелей " (позже "Яблоко").

Вскоре Фан уходит в армию. Однако возвращается в группу, прекратив свои театральные эксперименты, Дюша. У Бориса возникает идея отмечать дни рождения "Битлз " концертами, в которых сам "Аквариум " тогда участвовал именно в таком составе, включая присоединившегося к группе барабанщика Михаила (Майкла) Кордюкова.

В 1976 году в том же составе группа выступает на рок-фестивале в Таллине, где получает приз за самую интересную программу (о чем они узнают позже из газет). На этом же фестивале "Аквариум " знакомится с "Машиной времени ". Позже Макаревич пригласит "Аквариум " в Москву, а Гребенщиков, в свою очередь, поспособствует популярности "Машины времени " в Ленинграде. В том же 1976-ом Борис записывает свой сольный альбом "С той стороны зеркального стекла ".

В 1977 году с "Аквариумом " иногда выступает их давний приятель Михаил (Майк) Науменко, что в результате выливается в запись альбома Бориса и Майка "Все братья - сестры ". Запись происходила прямо в поле, куда были вынесены магнитофон и микрофоны, (чтобы стены не отражали звук). В записи помогал вернувшийся из армии Файнштейн.

В те же времена Гребенщиков предпринимает попытку осуществить в Ленинграде идею рок-прессы, и лично становится зачинателем журнала "Рокси ". В восьмидесятых за это дело возьмутся журналисты.

Год спустя Борис знакомится с неким дзен-буддистом по фамилии Фалалеев, который сдает ему одну из комнат своего дома на Каменном Острове. Обладая еврейской национальностью, Фалалеев планировал эмигрировать в США, поэтому в его доме постоянно тусовались всевозможные американцы, для которых "Аквариум " время от времени давал домашние концерты. Впоследствии мечты Фалалеева осуществились, и, оказавшись в Америке, он порекомендовал одной своей американской знакомой, собиравшейся посетить Россию, обратить внимание на русский рок-н-ролл. Этой дамой оказалась Джоанна Стингрей, издавшая в 1986 году в Америке двойной виниловый альбом "Red Wave" ("Красная волна "), представляющий четыре русские рок-группы, одной из которых была группа "Аквариум ".

В 1979 году у "Аквариума " начались гастрольные поездки. Группа выступила в Тарту, Куйбышеве, Архангельске. Совершила поездку на несостоявшийся в результате фестиваль в Черногловку, где произошло их знакомство с Артемием Троицким. Начинающий рок-критик не преминул пригласить "Аквариум " в Тбилиси, где в апреле 1980 года проходил Всесоюзный фестиваль ВИА и рок-групп.

По мнению многих, кто присутствовал на этом фестивале, "Аквариум " сыграл один из своих лучших концертов. (Часть выступления запечатлена на первой стороне альбома "Электричество "). Но состоявшее из немолодых уже людей жюри не смогло воспринять их выступление позитивно из-за непривычности всего происходящего. После "Тбилиси-80" Гребенщиков был уволен с работы и исключен из рядов ВЛКСМ. Сам Борис вспоминает, что отсутствие официальной работы и возможности какой-либо обычной карьеры только подтолкнуло его к более плотному занятию рок-н-роллом.

В то же время судьба свела Гребенщикова с Андреем Тропилло, в будущем - мэтром отечественной звукозаписи. Тогда он располагал оборудованием, списанным из студии ленинградского отделения фирмы "Мелодия ". Таким образом "Аквариум " записал свой первый полноценный "Синий альбом ". В студии А. Тропилло записаны альбомы "Аквариума " вплоть до "Детей декабря " (1986). А это были: "Треугольник " (1981), с барабанщиком Александром Кондрашкиным ("Странные игры ", "Мануфактура ") и джазовым пианистом Сергеем Курехиным ; вторая часть "Истории "Аквариума " - "Электричество " (1981); первая часть "Истории "Аквариума " - "Акустика " (1982); "Ихтиология " (1984) - концертные вещи 83-84 годов ; один из самых сильных студийных альбомов группы "День серебра " (1984), где отлично показал себя новобранец группы скрипач Александр Куссуль ; альбом "Радио Африка " (1983), на записи которого в "Аквариуме " появился Александр Титов, (долгое время бессменный участник группы). И это еще не все.

1982 год был знаменателен тем, что в группе появился лидер-гитарист Александр Ляпин, а место за барабанами занял Евгений Губерман, (которого вскоре сменил Петр Трощенков). "Аквариум " увлекся авангардным джаз-роком (выступления на одной сцене с Курехиным, Чекасиным, Пономаревой и Бутманом). В этот период, также на студии А. Тропилло, записывается альбом "Табу ". Дюша и Фан подрабатывали и не всегда успевали подтянуться на сессии, Ляпину не удавалось найти в студии тот звук и драйв, что были на концертах, в результате чего альбом был несколько перегружен фортепианной игрой Курехина. Несмотря на наличие там бесспорных хитов, включая "Аристократа " и "Береги свой хой ", альбом получился спорным и поделил фанов группы на два лагеря: одним он безоговорочно нравился, другие считали его откровенно вторичным.

Несмотря на то, что "Аквариум " успешно концертировал в 1982-83 годах, в самом конце 1984 в рок-тусовке поползли слухи о распаде группы. В интервью Гребенщиков объяснял ситуацию окончанием предыдущей стадии развития и переходм к "новой фазе ". Выступления стали реже, состав участников варьировался от двух до шести человек, играть могли как гитарную акустику, так и авангардный джаз. "Аквариум " искал новые формы, но в случае чего был готов моментально вернуться к своей привычной ипостаси.

Концертный материал 1985-86 годов запечатлен на альбоме "Десять стрел ".

В мае 1986 года "Аквариум " получил Гран-при на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба, а чуть позже в Москве удостоился чести хэдлайнера на фестивале Московской рок-лаборатории под названием "Движение в сторону весны ".

В конце лета начались переговоры о выпуске долгоиграющей пластинки на фирме "Мелодия ". Было решено, что это будет сборник из двух последних альбомов группы "День серебра " и "Дети декабря ". Выйдя в апреле 1987 года, эта пластинка будет продана в количестве более двух миллионов экземпляров.

Сдвиг в области звукоиздания омрачился произошедшей в августе трагической смертью Александра Куссуля.

Примерно в тот же период состоялось еще два важных события: первые официальные "стадионные " выступления группы (Ленинград, СКК "Юбилейный "), создавшие прецедент, после которого волна подобных концертов начала возрастать. И смена интереса к группе ленинградского телевидения на внимание ЦТ (показ "Музыкального ринга " с участием "Аквариума ", прямая трансляция концерта, приуроченного к конгрессу "Врачи-психиатры - за мир "). Кстати, благодаря конгрессу, на том же концерте, происходит знакомство с двумя из четырех участников легендарной американской группы "Crosby, Stills, Nash & Young".

На пятом ленинградском рок-фестивале в 1987 году группа представляет новую программу, часть которой увековечил документальный фильм А. Учителя "Рок ". Кинолента была порезана на клипы, транслировавшиеся на всех без исключения телеканалах.

Летом на киностудии "Мосфильм " группа записывает музыку к уже отснятому фильму Сергея Соловьева "Асса ".

В октябре "Аквариум " записывает на "Мелодии " альбом "Равноденствие ". На этом этапе появляется и непосредственно принимает участие в записи аккордеонист Сергей Щураков, вскоре занявший постоянное место в составе.

В 1988 году произошло событие, которое будут обсуждать еще много лет подряд, - подписание контракта между Борисом Гребенщиковым и фирмой CBS при посредничестве В /О "Международная книга " и фирмой "Белка-интернэшнл ". Что в 1989 году привело к выходу альбома "Radio Silence". Альбом, записанный при участии таких музыкантов как Дейв Стюарт и Анни Ленокс (Eurythmics), Крисси Хайнд (Pretenders) и др., вошел в хит-парад журнала Billboard. В это же время американцы сняли документальный фильм "Long Way Home" ("Долгая дорога домой ").

Не прекращается сотрудничество "Аквариума " с Сергеем Соловьевым. В начале 1989 года на "Мосфильме " закончена запись музыки к фильму Соловьева "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви ".

Надо сказать, полтора года, посвященные Гребенщиковым англоязычной музыкальной деятельности, не прошли бесследно и для других участников "Аквариума ". В мае 1989 года группа "Трилистник " (Романов, Файнштейн, Решетин, Щураков, Кордюков), засела за запись своего первого альбома "Матросская тишина ". Незадолго до этого об уходе из "Аквариума " заявил Александр Титов.

В 1990 году Гребенщиков в Лондоне работает над своим вторым англоязычным альбомом. Большую часть записи он производит в одиночку. Альбом "Radio London" увидит свет в 1996 году.

В конце 1990 года записывается музыка для очередного фильма Сергея Соловьева "Дом под звездным небом ".

Весной 1991 года Ленинградский рок-клуб готовится к празднованию десятилетия. Планируется грандиозный семидневный фестиваль. К участию готовятся не только "Трилистник " и "Аквариум ", но и группа "Турецкий чай ", также объединившая бывших "аквариумистов " Гаккеля, Ляпина и Титова. Причем "Аквариуму " предстоит завершить фестиваль финальным выступлением. Однажды Борис застает окончание репетиции "Турецкого чая " на общей репетиционной базе и предлагает бывшим коллегам по "Аквариуму " собраться на финальном выступлении фестиваля. За день до фестиваля разносится слух, что грядущее выступление "Аквариума " будет последним...

14 марта 1991 года на сцену "Юбилейного " вышел "Аквариум " всех созывов: Гребенщиков, Романов, Гаккель, Васильев-Файнштейн, Ляпин, Трощенков, Титов, Решетин, Щураков, Березовой и даже Майк Науменко. Концерт начался с песни "Я - змея " и далее не сбавлял оборотов. "Она может двигать ", "Капитан Африка ", "Береги свой хой ", "-30" и многие другие хиты прозвучали в этом уникальном выступлении. Даже отвратительный звук уже не имел никакого значения. В финале концерта Борис вдребезги расколотил на сцене гитару и большой барабан. И как постскриптум прозвучала финальная фраза: "А теперь... мы уходим туда, откуда мы пришли. Все!"

Однако уже через месяц состоялся первый гастрольный выезд "Группы Б.Г." ("Б.Г.-бэнд ") в Казань. Компанию Гребенщикову в его новейших изысканиях составили Олег Сакмаров (флейта, гобой), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и звукооператор Олег Гончаров (позаимствованный из "Трилистника "). Чуть позже к вышеперечисленным присоединился басист Сергей Березовой, игравший в составе "Аквариума " в 89-90 годах. Сразу после казанской поездки началась очень плотная концертная деятельность. Основные маршруты прошли по Волге и Сибири. За год группа исколесила больше, чем "Аквариум " проехал за всю историю своего существования. За спиной остались аншлаги по всему маршруту следования. Через некоторое время к группе присоединяется гитарист Алексей Зубарев, до этого игравший в "Сезоне Дождей ". Группа сыгрывалась физически и морально, постепенно находя свой индивидуальный стиль и сценический имидж. Реакция публики подтверждала верность выбранного направления. Постепенно выкристаллизовалась и программа нового альбома. В 1992 году был записан "Русский альбом ". (Примерно в это же время вышел также концертный альбом "Письма капитана Воронина ").

Группа сыграла 127 концертов в 71 городе России и, выполнив свою партизанскую функцию, прекратила свое существование 11 августа 1992 года, уступив дорогу возрожденному "Аквариуму ". В группу вновь вернулся Александр Титов. Кроме него и Б.Г. в новый состав группы вошли: Олег Сакмаров (флейта, духовые), экс-"телевизорщик " Алексей Рацен (ударные), Андрей Вихарев (перкуссия), Андрей Решетин (скрипка) и Алексей Зубарев (гитара). Вскоре Александра Титова сменил Владимир Кудрявцев, Андрея Решетина - Андрей Суротдинов, а за барабаны сел Юрий Николаев. Свидетельством высокого творческого тонуса "нового " "Аквариума " явилась череда успешных концертных туров и студийных работ. В это время были записаны: "Библиотека Вавилона " (1993), "Любимые песни Рамзеса IV", (1993), сольная работа Бориса "Песни Александра Вертинского " (1993), "Пески Петербурга " (1994), "Кострома - Mon Amour" (1994), инструментальный "Квартет Анны Карениной. Задушевные песни " (1994).

Отдельно стоит упомянуть "Навигатор " (1995), записанный на Livingston Studio в Лондоне и проданный в России огромными тиражами и "Снежный лев " (1996), записанный там же и явившийся продолжением "Навигатора ".

Следующим "аквариумным " альбомом, (не считая "Чубчика " (1996) и совместной работы с Андреем Макаревичем "Двадцать лет спустя " (1996)), стала "Гиперборея " (1997), в которую вошли, в основном, заново сыгранные песни двадцатилетней давности. Альбом был последней совместной работой этого состава. Группа вновь перестала существовать.

Однако совсем не играть Б.Г., естествено, не мог, поэтому через некоторое время он собрал новый аккомпанирующий состав, куда из знакомых уже персонажей вошел Александр Ляпин, который поубавил свой былой пыл, однако по-прежнему мастерски обращался с гитарой (правда, теперь акустической).

В 1997 году Гребенщиков записывает в Америке сольный альбом "Лилит " вместе с легендарной группой The Band. Его презентация состоялась в декабре 1997 года в киноконцертном зале "Пушкинский ". В первом отделении с акустической программой выступил Александр Васильев (группа "Сплин ").

Борис продолжает экспериментировать. В 1998 году увидела свет совместная работа Гребенщикова и группы "Deadушки " (в прошлом "Странные игры "), играющих электронную музыку. Вместе они представили римейки старых песен "Аквариума ", для которых Борис специально перепевал весь вокал. Презентация состоялась в ДК Горбунова. Мнения об альбоме были самые противоречивые. Не всем по душе пришелся "электронный " Гребенщиков.

Приблизительно через год выходит сингл Гребенщикова "Скорбец " (окончательный вариант сводил в Лондоне известный звукорежиссер Пол Кендалл), сопровождаемый клипом, снятым Андреем Новоселовым. Песня плотно входит в ротацию ведущих радиостанций, в частности, радио Maximum, в связи с чем "Аквариум " (в том виде, в котором есть, с Олегом Сакмаровым, но уже без Ляпина), выступает на "Максидроме ".

Несколько позже Борис Гребенщиков, Олег Сакмаров и Борис Рубекин (участник нового состава группы), записывают альбом "Пси ", поразительно напоминающий классический "Аквариум " (не по качеству, а по духу). Альбом звучит довольно свежо, вполне соответствуя духу времени, что, несомненно, радует старых поклонников группы и завораживает новых, совсем еще юных. С программой "Стоп-машина ", по названию одной из песен "Пси ", группа снова много и удачно гастролирует.

1974 "Притчи Графа Диффузора "
1976 "С той стороны зеркального стекла "
1978 "Все братья - сестры "
1981 "Синий альбом "
1981 "Треугольник "
1981 "Электричество "
1982 "Табу "
1982 "Акустика "
1983 "Радио Африка "
1984 "Ихтиология "
1984 "День Серебра "
1985 "Дети Декабря "
1986 "Десять стрел "
1987 "Равноденствие "
1987 "Аквариум (Белый Альбом)"
1987 "Жажда "
1989 "Radio Silence"
1990 "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви "
1991 "Русский альбом "
1991 "История "Аквариума ". Архив, т. 3"
1993 "Любимые песни Рамзеса IV"
1993 "Библиотека Вавилона "
1993 "Письма капитана Воронина "
1994 "Кострома mon amour"
1994 "Пески Петербурга "
1995 "Навигатор "
1996 "Снежный лев "
1996 "Radio London"
1997 "Гиперборея "
1997 "Лилит "
1998 "БГ + Deadушки "
1998 "Кунсткамера "
1999 "psy.html"
2000 "Черный Ящик "


Наши фотки

Наши фотки

 
История
Фотоархив
концертов:
1988 - 2004 >>