FALL, THE
Свои первые песни THE FALL предпочитали продюсировать и записывать сами, оставляя паразитные студийные шумы и ошибки в игре, усугублявшие первоначальные грубость и ше-роховатость, а в вокале Смита отсутствовала обычная "симмет-рия", часто он пел поперек музыки, выступая скорее как рассказ-чик. Поначалу THE FALL играли преимущественно на разогреве у популярных панк-комманд (Buzzcocks, Sham 69), но после вы-хода нескольких синглов и дебютного альбома превратились в "хэдлайнеров" и постепенно приобретали статус культовой группы в Великобритании.
Первый контракт с звукозаписывающей фирмой (Step For-ward) the Fall заключили в 78-м. С июня по ноябрь вышли три сингла, а дебютный альбом "Live At The Witch Trials" появился в марте 79-го. Тогда же же the Fall впервые участвуют в предста-вительном британском альтернативном фестивале, проходив-шем в знаменитом зале the Lyceum (на сцене работали такие "за-служенные" new-wave-команды, как: Generation X, Stiff Little Fingers, Gang Of 4, Human League, the Mekons).
Второй альбом THE FALL под названием "Dragnet" попа-дает в руки ДЖОНА ПИЛА , ди-джея BBC-1. Ветеран шоу-бизнеса и знаменитый музыкальный критик, открывший в свое время для английской аудитории ДЖИМИ ХЕНДРИКСА, LED ZEPPELIN и T.REX, был просто потрясен неординарными идея-ми Смита и компании. Музыка THE FALL победно загремела на волнах Radio-One, а сама группа и поныне остается самым лю-бимым коллективом Джона Пила. Получив столь мощную под-держку крупнейшей британской радиостанции и записав "Peel Sessions EP" THE FALL решают порвать с Step Forward и при-соединиться к славной семье Rough Trade, одной из крупнейших в то время indie-лэйблов. Первый альбом для Rough Trade под названием "Totale's Turns (It's Now Or Never)" был записан в ап-реле 1980-го в новом, седьмом по счету (!) cоставе, за ним по-следовал ряд синглов и альбом "Grotesque (After the Gramme)" (ноябрь 80). Среди продюсеров "Grotesque" был и Майо Томп-сон, гитарист американских арт-экстремистов PERE UBU, и в 81-м США открывают для себя THE FALL. До середины 81 года Смит и Компания гастролируют по штатам, но срок контракта с Rough Trade уже истекает, и следующие работы THE FALL (аль-бомы "Hex Induction Hour", "Room to Live - Undilutable Slang Truth" и ряд синглов) выходят уже на маленькой фирме Obscura Kamera.
В 83-м THE FALL на короткий срок возвращаются к Rough Trade (альбом "Perverted By Language") и участвуют в американ-ском радикальном фестивале Speed Trials - единственная значи-тельная британская группа среди американских монстров (SWANS, SONIC YOUTH, ЛИДИЯ ЛАНЧ, ЭЛЛИОТТ ШАРП и юные BEASTIE BOYS).
1984-й год стал для THE FALL своего рода временным Рубиконом - группа подписала контракт с Beggar's Banquet. Именно в этот период Марк Смит со товарищи начинает созда-вать музыку, принесшую THE FALL популярность в мире на-стоящих лунатиков и психопатов и ставшую классикой альтер-нативного пост-рока. Состав музыкантов наконец-то обрел не-которую стабильность: Марк Смит - вокал, Лаура Элайза "Брикс" Смит (его супруга) - гитара, вокал, Карл Бернс и Саймон Уолстенкрофт - ударные, Стив Хэнли - бас, Крэйг Скэнлон - ги-тара, Саймон Роджерс и Марсия Скофилд - клавишные, на кон-цертах иногда присоединяется гитарист из самого первого со-става Мартин Брама. В новых работах группы не остается и сле-да от былого звукового и исполнительского разгильдяйства, ко-гда альбом или сингл записывались просто поверх домашней демо-версии. Теперь THE FALL представляют отточенный и тщательно выверенный звук, используют электронику, сэмпле-ры, заранее записанные шумы и петли, кучу примочек для голо-са. Но главной составляющей безусловно является живая музы-ка: лихие гитарные риффы, мощная ритм-секция и уникальный вокал и интонации Марка Смита.
Примечательным фактом является то, что будучи группой в принципе авангардной (внимательный слушатель отметит влияния CAN, VELVET UNDERGROUND, CAPTAIN BEEFHEART, нео-психоделии, английского и американского фолка и рок-н-ролла 60-х), идеологически THE FALL весьма консервативны. Для своих песен Смит часто выбирает казалось бы самые ерундовые темы - цены на виски, музыка ирландских рок-групп, гамбургеры или футбол, но, благодаря его отличному литературному образованию и незаурядному поэтическому та-ланту они приобретают гораздо большее значение. Едкая, чисто английская, сатира и яркие аллегорические образы не оставляют камня на камне от лживых ценностей "общества потребления", дегенеративной современной культуры и идиотских политиче-ских и социальных "movements", зло и насмешливо повествуют о кризисе современного мира (и, в первую очередь, старушки Бри-тании) во всех его неприглядных аспектах. Даже исполняемые cover-versions классиков рока ("Mr.Pharmacist" гаражной группы 60-х THE OTHER HALF, "There's a Ghost in my House" ДИНА ТЭЙЛОРА, "Victoria" the Kinks, нетленка БИТЛЗ "A Day in the Life" и др.) обретают совершенно иной смысл нежели тот, что вкладывали в свои песни оригинальные авторы, и актуальное звучание при вполне бережном и корректном музыкальном про-чтении их материала.
В середине 1984-го хореограф и танцор Майкл Кларк ис-пользовал несколько песен THE FALL в своей постановке "Whistle Test" для BBCTV, а через четыре года совместными усилиями музыкантов и танцоров было создано уникальное 90-минутное шоу "I Am Curious Orange". В основу постановки легла абсурдная телега о трехсотлетнем правлении Вильгельма Оран-ского в Великобритании, и в таком контексте рассматривались различные стороны английской жизни, а прототипом для шоу послужил культовый шведский порно-фильм 60-х "I Aм Curious Yellow". Премьера этого живого концерта с участием балетной труппы п/у Кларка состоялась в июне 88-го в Амстердаме.
В декабре 86-го Марк Смит поставил в Лондоне свою соб-ственную пьесу "Hey Luciani!". Авангардная (несколько помеще-ний и сцен, видео и слайд-проекции и т.п.), но не анти-религиозная пьеса исторически недостоверно повествовала об одном месяце из жизни Папы Иоанна Павла, действие сопрово-ждалось музыкой THE FALL.
В свой Beggars Banquet-период THE FALL создали, воз-можно, свои самые значительные работы - альбомы "The Won-derful & Frightening World Of The Fall"(84), "This Nation's Saving Grace"(85), "Bend Sinister"(86), "The Frenz Experiment"(88), "I Am Kurious Oranj"(88), "Seminal Live"(89) и кучу синглов ("В моем идеальном мире THE FALL выпускали бы по синглу ежемесяч-но,"- сказал однажды Смит), причем в разных форматах и оформлениях - в коробках, с открытками и т.д. Bсе синглы груп-пы переизданы фирмой Вeggar's Banquet на двух компакт-дисках - "A-sides" и "B-sides" (90), а ранние хиты - на сборниках "Hip Priests & Kamerads" и "Palace Of Swords Reversed".
К началу 89-го года личные и творческие контакты Марка и Брикс прекращаются, состав группы вновь меняется и the Fall переходят на major label - Phonogram. В 90-е группой записан ряд альбомов - "Extricate", "Shift-Work", "Infotainment Scan", "Middle Class Revolt", "Cerebral Caustic" - работы сильные и доб-ротные, но высот beggars banquet-овского материала, пожалуй, не достигшие.
В заключение отметим, что THE FALL стали своего рода еще и "кузницей кадров": Брикс Смит вместе с музыкантами из BLONDIE, SMITHS и THE THE организовала Adult Net, Карл Бернс - группу THIRST, Мартин Брама - THE BLUE ORCHIDS.
|